logo



Психологические методы подбора и оценки персонала HR-Лаборатория Human Technologies HR-Лаборатория Human Technologies
Ваш провайдер оценки персонала
Москва
Обратная связь
test@ht.ru
+7 (495) 514-31-15
+7 (495) 669-67-19
Главная О компании Контакты Техподдержка HT-Line Наши представительства





Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ: С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Арсений Белорусец, ht.ru, 25 октября 2016г.



Арсений Белорусец - Руководитель направления "Профессиональные тесты знаний",
Эксперт департамента R&D

Сегодня все большее количество компаний проявляет интерес к тестированию знаний как дешевому и результативному методу повышения эффективности производства. Качественная оценка знаний сотрудников (и определенные управленческие действия на ее основе) практически в любой ситуации способны привести к повышению качества работы (а вернее, снижению ошибок, брака и т.п). Но с чего начать внедрение тестов профзнаний?


ВАРИАНТ №1: КОНЕЧНО, С ГЛАВНОГО

Хрестоматийный ответ: сперва нужно сделать хорошую модель профессиональных компетенций, а уж потом... Все так, но проблема в том, что это "потом" может и не наступить. По крайней мере, в тех компаниях, с которыми мне довелось сотрудничать (а это лидеры!) я еще ни разу не встречался с полностью готовой моделью профкомпетенций. Поэтому я не уверен, что привязывать разработку профтестов (которая могла бы дать быстрый и ощутимый бизнес-результат) к завершению построения модели профкомпетенций это хорошая идея. А значит, мы снова возвращаемся к вопросу: с чего же начать?

ВАРИАНТ №2: А МЫ УЖЕ НАЧАЛИ...

Ответ, основанный на практике, звучит так: скорее всего, вы уже начали. Тестирование знаний (пусть и больше стихийное, чем профессиональное) наверняка уже проводится в вашей компании. Возможно, только при обучении, возможно, и при оценке тоже. А скорее всего, и там и там, причем с использованием одних и тех же материалов (подробнее об этом - в статье "10 ошибок разработчиков профтестов и как из избежать"). Так вот, если какие-то тесты уже есть и по ним даже собраны какие-то ответы, то самым адекватным ходом в данной ситуации будет проверка и доработка этих самых тестов. Мы называем эту процедуру словом аудит.

Аудит может проводиться статистически. В этом случае на основе распределений ответов респондентов можно установить уровень сложности заданий, их дискриминативность (т.е. в сущности работоспособность), оценить сбалансированность дистракторов. Результатом статистического аудита является четкое понимание того, какие задания хороши, какие нуждаются в коррекции, а какие совсем плохи. Как правило, уже простое удаление последних из теста приводит к существенному росту точности измерения.

Дальнейшее совершенствование теста может идти по линии доработки заданий, попавших в среднюю группу. Это такие задания, которые в целом согласованы с остальными, но в них есть какой-то мелкий недочет, не позволяющий им работать в полную силу. Выявить этот недочет помогает экспертный аудит. Опытный тестолог, даже не разбираясь в предметной области конкретного теста, с легкостью может увидеть слабые места. Как правило, коррекция оказывается минимальной: достаточно изменить одно-два слова в формулировке задания, чуть ослабить или усилить один из дистракторов, и задание полноценно становится в строй. Экспертный аудит также подойдет в том случае, когда статистика по тесту еще не набрана. Но что же делать, если тестов (по крайней мере в интересующей области) в компании пока нет вовсе?

ВАРИАНТ №3: ЕСЛИ НАДО БЫСТРО

Если нужно быстро и качественно получить конкретный тест, то возможный ответ на вопрос "С чего начать?" - заказать его разработку профессионалам. Вопреки ожиданиям, без привлечения экспертов из числа внутренних сотрудников здесь обойтись не удастся: ведь именно они являются носителями уникального профессионального знания. Задача тестологов - минимизировать трудозатраты внутренних экспертов, исключить компонент субъективизма, обеспечить соблюдение сроков и работоспособность разработанного теста. Продукт такой работы будет точно соответствовать ожиданиям. Его можно будет сразу же использовать. Это плюс, но это и минус: ведь для того, чтобы разработать другой тест потребуется еще столько же ресурсов.

ВАРИАНТ №4: "ПО УМУ"

Если вы экономны и любознательны, то, возможно, вы выберете начать с подготовки методологов профессионального тестирования знаний из числа внутренних сотрудников HR-функции/корпуниверситета. Такая точка старта является оптимальной, если вы планируете широко внедрять профтесты для оценки большого количества позиций. Чаще всего сектор профессионального тестирования насчитывает от одного до четырех человек. Эти люди выстраивают работу по конструированию профтестов, привлекая внутренних экспертов, организуют тестирование, проводят аудит уже разработанных тестов, поддерживая работоспособность инструментов оценки знаний. В общем, делают все то, о чем мы писали выше. Более того, именно эти сотрудники оказываются задействованными в разработке и совершенствовании корпоративной модели профкомпетенций. Ведь именно через тесты знаний эта модель контактирует с организационной реальностью (но об этом - в другой раз).

Сейчас же подведем итоги: мы нашли целых 4 варианта ответа на вопрос "С чего начать?". Они не являются взаимоисключающими и, как правило, начав с чего-то одного, компания на этом не останавливается, а идет дальше, последовательно пробуя и реализуя каждый из шагов. Все они являются верными, мы встречались со всеми из них на практике и эта самая практика показала, что они в равной степени хороши. Есть ли из них какой-то один, самый правильный? - Вряд ли... Но очень важно начать хоть с чего-то. Первый шаг может быть почти любым, но он должен быть! Все эксклюзивные предложения Лаборатории по конструированию тестов знаний встречайте в нашем новом буклете "Тесты профессиональных знаний: обучение и разработка". Приятного просмотра!





 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить





busyЗагрузка опроса...
Комментарии к статьям